Автор:
Бочаров Алексей Николаевич, bochar_a@km.ru
Дата публикации - 3.02.2006г.
Вот уже в течение нескольких лет осуществляется работа по реформированию военной организации государства, направленная на приведение ее в соответствие с современными требованиями, так сказать, «с новыми вызовами и угрозами». Одним из направлений этой работы является формирование привлекательности, престижности прохождения военной службы по контракту. В рамках этого направления реформирования важное место занимает создание надежной системы обеспечения соблюдения прав и законных интересов военнослужащих. Одним из существенных для интересов военнослужащего, является право военнослужащих на отдых.
В настоящее время вопрос о соблюдении права на отдых военнослужащих нельзя считать разрешенным. Как показывают вопросы военнослужащих, обращения военнослужащих в суд, материалы средств массовой информации, эта проблема все еще остается актуальной.
Несмотря на частое обращение юристов к проблемам реализации военнослужащими права на отдых, единого их мнения по разрешению спорных вопросов еще не выработано. Следствием этого становятся нарушения прав военнослужащих, неудовлетворенность условиями прохождения службы, конфликты и споры, неправосудные постановления судебных органов. Основной же причиной споров является слабая теоретическая разработка этой проблемы и вызванная этим недостаточно четкая регламентация порядка реализации права на отдых.
В данной статье я хочу рассмотреть понятие времени отдыха военнослужащих, содержание данного правового института, его классификацию, а также рассмотреть некоторые проблемные вопросы, возникающие у военнослужащих, проходящих военную службу по контракту.
В настоящее время понятие «время отдыха военнослужащих» не имеет разъяснения своего содержания в нормативных правовых актах. Однако, оно имеет много общего с понятием «время отдыха», принятого и используемого в трудовом праве. Военная служба по контракту и трудовая деятельность имеют одну правовую природу. Более того, учитывая положение п.1 ст.10 Федерального закона РФ «О статусе военнослужащих», предусматривающее, что право на труд реализуется военнослужащими посредством прохождения ими военной службы, можно достаточно уверенно утверждать, что военная служба по контракту является особой формой трудовой деятельности.
Понятие «время отдыха» появилось и сформировалось в ходе развития общества, усложнения общественной жизни. В первобытном обществе труд был необходимым условием выживания, и вся жизнь была подчинена цели выживания. Поэтому и трудиться людям приходилось максимально - кто сколько мог. В обществах, экономика которых основана на натуральном хозяйстве, собственник средств производства мог работать столько, сколько ему было необходимо для удовлетворения своих потребностей.
Дальнейшее развитие общества привело к разделению непосредственных производителей (работников) и собственников средств производства. Образовалось общество, экономика которого была основана на наемном труде. Объективно интересы работника и работодателя имеют противоречия, и в значительной мере эти противоречия касаются вопросов использования труда наемного работника. Развитие такого общества, необходимость урегулирования отношений работника и работодателя привели к тому, что эти общественные отношения были закреплены в нормах права. Использование труда наемного работника в трудовом праве регулируется установлением определенного режима труда и режима отдыха.
В Конституции Российской Федерации (ст.2) установлено, что высшей ценностью являются человек, его права и свободы, а обязанностью государства является их признание, соблюдение и защита. В п.1 ст.7 Конституции РФ указано, что обязанность государства – создать условия для обеспечения достойной жизни и свободного развития человека. Обеспечить себе достойную жизнь и свободное развитие должен сам человек, своими силами, а государство должно ему в этом помочь. Единственным достойным способом удовлетворения потребностей для человека является труд.
Таким образом, трудовая деятельность для человека является способом удовлетворения его потребностей. В обществе наемного труда работник работает для того, чтобы получить возможность приобрести за заработную плату все необходимое для жизни. Государство при этом обязано обеспечить человеку возможность заработать столько, сколько ему необходимо, и обеспечить возможность свободно развиваться личности этого человека. Эту свою обязанность государство исполняет путем закрепления в нормах права определенного порядка привлечения работников к труду, и закрепляя определенный порядок предоставления работодателем отдыха работнику. Прохождение военной службы по контракту является таким же способом заработать средства для удовлетворения своих потребностей, как и трудовая деятельность.
Понятие «время отдыха» сформулировано в ст.106 Трудового кодекса РФ. Время отдыха рассматривается Трудовым кодексом РФ как время, в течение которого работник свободен от исполнения трудовых обязанностей и которое он может использовать по своему усмотрению. По аналогии с данным определением можно сказать, что время отдыха военнослужащего является временем, в течение которого военнослужащий свободен от исполнения служебных обязанностей и которое он может использовать по своему усмотрению.
В отличие от рабочего времени, продолжительность времени отдыха не содержит формального ограничения в законах, иных нормативных правовых актах, правилах внутреннего трудового распорядка организации или в условиях трудового договора. Время отдыха ничем не ограничено кроме продолжительности рабочего времени. Поэтому правовое регулирование времени отдыха отличается от правового регулирования рабочего времени. Законодательство устанавливает предельные размеры привлечения работника к выполнению трудовых обязанностей и при этом указывает дополнительные условия (минимально допустимые размеры и периодичность) предоставления времени отдыха работнику.
Таким образом, можно сказать, что целью правового регулирования предоставления времени отдыха военнослужащих является создание необходимых условий для обеспечения достойной жизни и свободного развития военнослужащего. Кроме того, организация отдыха военнослужащего осуществляется с целью охраны здоровья военнослужащих, эффективного использования способностей военнослужащих в служебной деятельности. Не секрет, что интенсивная служба в течение продолжительного периода времени вызывает истощение физических и моральных сил военнослужащих, снижение их работоспособности. Для поддержания и восстановления способности военнослужащих выполнять служебные обязанности необходимо предоставление времени отдыха.
Военнослужащие являются членами общества и наряду со служебными обязанностями имеют и другие обязанности. Не занятое служебной деятельностью время необходимо военнослужащим не только для восстановления физических и моральных сил. Время отдыха военнослужащих предназначено для удовлетворения их духовных потребностей, социально-культурного развития, образования, общественной деятельности и творчества, выполнения семейных обязанностей, функций обучения и воспитания детей, ухода за родителями и т.д.
Пунктом 5 ст.37 Конституции РФ предусмотрено право каждого трудящегося на отдых. В полной мере это право принадлежит и военнослужащим. Порядок реализации этого конституционного права военнослужащих изложен в ст.11 Федерального закона РФ «О статусе военнослужащих». Правила реализации прав военнослужащих на отдых, содержатся в ряде других федеральных законов. Указами Президента РФ, Постановлениями Правительства РФ, приказами министерств и ведомств, предусмотрен механизм реализации прав военнослужащих на отдых.
Таким образом, несмотря на то, что само понятие «время отдыха военнослужащих» в законодательных актах не сформулировано, вопросы права военнослужащих на отдых регламентированы законодательством РФ в различных нормативных актах. Различных не только по органам, их издавшим и юридической силе этих актов, но и по области общественных отношений, на регулирование которых направлены эти акты.
В настоящее время понятие «время отдыха военнослужащих» не имеет разъяснения своего содержания в нормативных правовых актах. Однако, оно имеет много общего с понятием «время отдыха», принятого и используемого в трудовом праве. Военная служба по контракту и трудовая деятельность имеют одну правовую природу. Более того, учитывая положение п.1 ст.10 Федерального закона РФ «О статусе военнослужащих», предусматривающее, что право на труд реализуется военнослужащими посредством прохождения ими военной службы, можно достаточно уверенно утверждать, что военная служба по контракту является особой формой трудовой деятельности.
Понятие «время отдыха» появилось и сформировалось в ходе развития общества, усложнения общественной жизни. В первобытном обществе труд был необходимым условием выживания, и вся жизнь была подчинена цели выживания. Поэтому и трудиться людям приходилось максимально - кто сколько мог. В обществах, экономика которых основана на натуральном хозяйстве, собственник средств производства мог работать столько, сколько ему было необходимо для удовлетворения своих потребностей. Дальнейшее развитие общества привело к разделению непосредственных производителей (работников) и собственников средств производства. Образовалось общество, экономика которого была основана на наемном труде. Объективно интересы работника и работодателя имеют противоречия, и в значительной мере эти противоречия касаются вопросов использования труда наемного работника. Развитие такого общества, необходимость урегулирования отношений работника и работодателя привели к тому, что эти общественные отношения были закреплены в нормах права. Использование труда наемного работника в трудовом праве регулируется установлением определенного режима труда и режима отдыха.
В Конституции Российской Федерации (ст.2) установлено, что высшей ценностью являются человек, его права и свободы, а обязанностью государства является их признание, соблюдение и защита. В п.1 ст.7 Конституции РФ указано, что обязанность государства – создать условия для обеспечения достойной жизни и свободного развития человека. Обеспечить себе достойную жизнь и свободное развитие должен сам человек, своими силами, а государство должно ему в этом помочь. Единственным достойным способом удовлетворения потребностей для человека является труд.
Таким образом, трудовая деятельность для человека является способом удовлетворения его потребностей. В обществе наемного труда работник работает для того, чтобы получить возможность приобрести за заработную плату все необходимое для жизни. Государство при этом обязано обеспечить человеку возможность заработать столько, сколько ему необходимо, и обеспечить возможность свободно развиваться личности этого человека. Эту свою обязанность государство исполняет путем закрепления в нормах права определенного порядка привлечения работников к труду, и закрепляя определенный порядок предоставления работодателем отдыха работнику. Прохождение военной службы по контракту является таким же способом заработать средства для удовлетворения своих потребностей, как и трудовая деятельность.
Понятие «время отдыха» сформулировано в ст.106 Трудового кодекса РФ. Время отдыха рассматривается Трудовым кодексом РФ как время, в течение которого работник свободен от исполнения трудовых обязанностей и которое он может использовать по своему усмотрению. По аналогии с данным определением можно сказать, что время отдыха военнослужащего является временем, в течение которого военнослужащий свободен от исполнения служебных обязанностей и которое он может использовать по своему усмотрению.
В отличие от рабочего времени, продолжительность времени отдыха не содержит формального ограничения в законах, иных нормативных правовых актах, правилах внутреннего трудового распорядка организации или в условиях трудового договора. Время отдыха ничем не ограничено кроме продолжительности рабочего времени. Поэтому правовое регулирование времени отдыха отличается от правового регулирования рабочего времени. Законодательство устанавливает предельные размеры привлечения работника к выполнению трудовых обязанностей и при этом указывает дополнительные условия (минимально допустимые размеры и периодичность) предоставления времени отдыха работнику.
Таким образом, можно сказать, что целью правового регулирования предоставления времени отдыха военнослужащих является создание необходимых условий для обеспечения достойной жизни и свободного развития военнослужащего. Кроме того, организация отдыха военнослужащего осуществляется с целью охраны здоровья военнослужащих, эффективного использования способностей военнослужащих в служебной деятельности. Не секрет, что интенсивная служба в течение продолжительного периода времени вызывает истощение физических и моральных сил военнослужащих, снижение их работоспособности. Для поддержания и восстановления способности военнослужащих выполнять служебные обязанности необходимо предоставление времени отдыха.
Военнослужащие являются членами общества и наряду со служебными обязанностями имеют и другие обязанности. Не занятое служебной деятельностью время необходимо военнослужащим не только для восстановления физических и моральных сил. Время отдыха военнослужащих предназначено для удовлетворения их духовных потребностей, социально-культурного развития, образования, общественной деятельности и творчества, выполнения семейных обязанностей, функций обучения и воспитания детей, ухода за родителями и т.д.
Пунктом 5 ст.37 Конституции РФ предусмотрено право каждого трудящегося на отдых. В полной мере это право принадлежит и военнослужащим. Порядок реализации этого конституционного права военнослужащих изложен в ст.11 Федерального закона РФ «О статусе военнослужащих». Правила реализации прав военнослужащих на отдых, содержатся в ряде других федеральных законов. Указами Президента РФ, Постановлениями Правительства РФ, приказами министерств и ведомств, предусмотрен механизм реализации прав военнослужащих на отдых.
Таким образом, несмотря на то, что само понятие «время отдыха военнослужащих» в законодательных актах не сформулировано, вопросы права военнослужащих на отдых регламентированы законодательством РФ в различных нормативных актах. Различных не только по органам, их издавшим и юридической силе этих актов, но и по области общественных отношений, на регулирование которых направлены эти акты.
Для того, чтобы правильно разрешать проблемные вопросы реализации прав военнослужащих на отдых необходимо классифицировать это время на различные виды. Учитывая, что каждый отдельный вид времени отдыха военнослужащих в законодательстве четко не выделен и не сформулирован, необходимо провести сравнительный анализ положений трудового законодательства и законодательства о статусе военнослужащих. Такой анализ позволяет выделить следующие виды времени отдыха военнослужащих:
1) перерывы, в течение служебного дня;
2) ежедневный отдых;
3) еженедельный отдых (выходные дни);
4) праздничные дни;
5) отпуска.
Иногда к отдельным видам времени отдыха ошибочно относят и время отдыха, компенсирующее привлечение военнослужащих:
к выполнению обязанностей военной службы сверх установленного предела общей продолжительности еженедельного служебного времени;
к выполнению обязанностей военной службы в выходные или праздничные дни;
к выполнению обязанностей военной службы, проводимых без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени.
Перечисленное выше время отдыха имеет компенсационный характер, т.е. призвано заменить собой другой вид отдыха. Время отдыха, компенсирующее привлечение военнослужащих к выполнению обязанностей военной службы сверх установленного предела общей продолжительности еженедельного служебного времени является заменителем не предоставленного в полной мере времени отдыха (перерывов) в течение дня службы или ежедневного отдыха военнослужащего. Наименование второй категории компенсационного времени говорит само за себя. Время отдыха, компенсирующее привлечение военнослужащего к проведению мероприятий, проводимых без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени, предназначено для замены ежедневного отдыха военнослужащего. Оно предназначено компенсировать более длительное выполнение служебных задач в ходе Мероприятий, так сказать, компенсировать «сверхурочность» проведения Мероприятий. Вопрос о причинах, по которым оно не заменяет время отдыха в выходные или праздничные дни, будет рассмотрен в данной статье несколько позже, при рассмотрении проблем реализации времени отдыха военнослужащими.
Следовательно, компенсационное время отдыха не имеет самостоятельного характера и не может рассматриваться как отдельный вид времени отдыха военнослужащего.
Прежде чем перейти к рассмотрению различных видов времени отдыха военнослужащих, необходимо вспомнить некоторые вопросы, касающиеся понятия «служебного времени военнослужащих». Это понятие так же не установлено в нормативных актах. По аналогии с понятием рабочего времени, содержащемся в трудовом законодательстве (ч.1 ст.91 Трудового кодекса РФ), можно сформулировать понятие «служебного времени военнослужащих». Таким образом, служебное время военнослужащего - время, в течение которого военнослужащий в соответствии с распорядком дня и регламентом служебного времени обязан исполнять обязанности военной службы, а также иные периоды времени, которые в соответствии с законами и иными нормативными актами относятся к исполнению обязанностей военной службы.
Согласно Приложению № 11 к Уставу внутренней службы Вооруженных Сил РФ (далее – УВС ВС РФ), регламент служебного времени военнослужащих, проходящих военную службу по контракту (далее – регламент служебного времени), утверждается в приказе командира части на период обучения. В статье 228 УВС ВС РФ предусмотрено предоставление регламентом служебного времени военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, времени для приема пищи (обеда). Время перерыва для приема пищи, предусмотренное регламентом служебного времени, является временем отдыха, не учитываемым как служебное время.
В статье 268 УВС ВС РФ предусмотрено предоставление времени отдыха (сна) для лиц, входящих в состав суточного наряда. Отдых военнослужащих, входящих в состав караула регламентируется в ст.ст.252, 286 Устава гарнизонной и караульной служб Вооруженных Сил РФ (далее – УГиКС ВС РФ). Приказами воинских начальников предусмотрено предоставление отдыха военнослужащим входящим в состав дежурных подразделений (смен). Но все указанные периоды отдыха (в отличие от времени для приема пищи, предусмотренного регламентом служебного времени) учитываются как служебное время, т.к. военнослужащие это время не могут использовать по своему усмотрению, находятся в строго определенном командованием месте в готовности к немедленному выполнению служебных задач. Предоставление этого времени для отдыха вызывается необходимостью поддержания работоспособности военнослужащего в течение продолжительного периода выполнения служебных задач. Этот отдых предоставляется при проведении мероприятий, которые согласно п.3 ст.11 Федерального закона РФ «О статусе военнослужащих», проводятся без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени (далее – мероприятия). Перечни таких мероприятий установлены приказами руководителей государственных органов исполнительной власти, в которых предусмотрено прохождение военной службы.
В Вооруженных Силах РФ данный перечень мероприятий утвержден приказом Министра обороны РФ от 10.11.1998 г. № 492. Пунктом 5 Порядка учета служебного времени и предоставления дополнительных суток отдыха (Приложение № 2 к Положению о порядке прохождения военной службы) предусмотрено ведение учета времени привлечения военнослужащих к мероприятиям в сутках, а не в часах. Таким образом, перерывы для отдыха при участии военнослужащего в мероприятиях, проводимых без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени, включаются в служебное время.
Подводя итог сказанному выше можно сформулировать понятие перерывов в течение служебного дня. Перерывы в течение служебного дня – время, предусмотренное регламентом служебного времени, распорядком дня, приказами, предназначенное для отдыха и приема пищи военнослужащими.
Ежедневный отдых военнослужащих – промежуток времени от предусмотренного регламентом служебного времени, момента окончания службы до момента начала службы на следующие сутки, которое военнослужащий использует по своему усмотрению. Регламент служебного времени составляется таким образом, что суммированное служебное время за неделю составляло установленную законодательством нормальную продолжительность еженедельного служебного времени (ст.91 Трудового кодекса РФ – 40 часов). В случае привлечения военнослужащего к исполнению обязанностей военной службы сверх предусмотренного регламентом служебного времени размера, сокращается время ежедневного отдыха военнослужащего. В этом случае п.1 ст.11 Федерального закона РФ «О статусе военнослужащих» предписывает воинским начальникам предоставить военнослужащему время отдыха соответствующей продолжительности в другие дни недели. Безусловно, законодатель здесь подразумевает «служебные» дни недели, а не выходные. Т.е. сокращение продолжительности ежедневного отдыха в один из дней недели, компенсируется увеличением ежедневного отдыха в другой день этой недели.
При невозможности предоставления компенсации названным способом, она осуществляется предоставлением дополнительных суток отдыха в «служебные» дни. Допускается по желанию военнослужащего присоединение этих дополнительных дней отдыха к основному отпуску. Порядок расчета дополнительных суток отдыха, предусмотрен п.3 Порядка учета служебного времени и предоставления дополнительных суток отдыха (Приложение № 2 к Положению о порядке прохождения военной службы). В этом случае, сокращение ежедневного времени отдыха в один период компенсируется его увеличением в другой учетный период.
Еженедельным отдыхом является непрерывный отдых военнослужащих между двумя служебными неделями продолжительностью не менее суток. Согласно п.4 Федерального закона РФ «О статусе военнослужащих», военнослужащим (за исключением военнослужащих проходящих военную службу по призыву, а также проходящих службу по контракту в военных образовательных учреждениях профессионального образования, соединениях и частях постоянной готовности и учебных воинских частях) предоставляется не менее одних суток отдыха еженедельно, но не менее шести суток отдыха в месяц. Регламентом служебного времени предусматривается выполнение обязанностей военной службы в пределах нормальной продолжительности еженедельного рабочего времени с понедельника по пятницу. Таким образом, выходными днями для большинства военнослужащих, проходящих службу по контракту, являются суббота и воскресенье, а для военнослужащих, проходящих службу по контракту в военных образовательных учреждениях профессионального образования, соединениях и частях постоянной готовности и учебных воинских частях, выходным днем будет являться воскресенье.
Часто возникают споры о том, является ли суббота выходным днем. При этом сторонники «служебного» характера субботы ссылаются на положения ст.229 УВС ВС РФ о еженедельном проведении парково-хозяйственных дней (далее – ПХД) и ст.230 УВС ВС РФ, в которой говорится о том, что воскресенье является днем отдыха для всего личного состава, а о субботе умалчивается.
Исторически сложилось так, и это учтено в документах регламентирующих учебный процесс в частях, что ПХД проводится в субботу. Однако, как указано в названной статье УВС ВС РФ, к участию в руководстве проведением парково-хозяйственного дня, привлекается минимальное количество офицеров и прапорщиков, а время привлечения их к ПХД компенсируется предоставлением дня отдыха в течение недели. Кроме того, суббота в качестве рабочего дня включаться в регламент служебного времени не может, так как это служило бы препятствием для соблюдения требования п.4 ст.11 Федерального закона РФ «О статусе военнослужащих» о предоставлении не менее шести выходных дней в месяц.
Помимо общего правила о выходных днях военнослужащих, законодательство содержит право некоторых категорий военнослужащих на получение дополнительных выходных дней. Согласно п.2 ст.32 Положения о порядке прохождения военной службы, в случае, когда военнослужащий имеет не достигшего 18-летнего возраста ребенка-инвалида или инвалида с детства, такому военнослужащему дополнительно предоставляются четыре дополнительных выходных дня в месяц. В случае, если оба родителя являются военнослужащими четыре дополнительных выходных дня может быть использовано одним из них, или поочередно, но не по четыре дня – каждому.
Военнослужащим, заочно обучающимся в адъюнктуре, военной докторантуре, для учебы предоставляется (кроме выходных и праздничных дней) по приказу командира части один день в неделю, а на четвертом году обучения – два дня в неделю (п.5 ст.31 Положения о порядке прохождения военной службы). Эти дополнительные дни отдыха предназначены для подготовки, освоения учебного материала. К исполнению обязанностей военной службы военнослужащие в эти дни не привлекаются, и поэтому их с полной уверенностью можно считать выходными, предназначенными для обеспечения права военнослужащих на обучение.
Праздничные дни – календарные дни года, которые в соответствии с законодательством РФ, субъектов РФ, приказами воинских начальников, являются нерабочими днями соответственно для всех лиц на территории РФ, на территории субъекта РФ или для военнослужащих отдельных родов (войск), частей и соединений.
Перечень праздничных дней для всей Российской Федерации представлен в ст.112 Трудового кодекса РФ. Согласно этой статьи Трудового кодекса РФ, к выходным дням относятся:
1, 2, 3, 4 и 5 января - Новогодние каникулы;
7 января - Рождество Христово;
23 февраля - День защитника Отечества;
8 марта - Международный женский день;
1 мая - Праздник Весны и Труда;
9 мая - День Победы;
12 июня - День России;
4 ноября - День народного единства.
При совпадении выходного и праздничного дней, выходной день переносится на следующий рабочий день после праздничного. Правительству РФ предоставлено право переносить выходные дни на другие дни.
День приведения к Военной присяге пополнения, утвержденный приказом командира части, согласно п.7 Приложения № 1 к УВС ВС РФ, является нерабочим днем и проводится как праздничный. Утверждение приказами соответствующих воинских начальников годовых праздников части предусмотрено Приложением № 5 к УВС ВС РФ. Но данные дни не являются нерабочими днями, поэтому не подпадают под то понятие, которое мы сформулировали выше.
Иногда встречается практика объявления воинскими начальниками разного уровня нерабочими днями дней празднования некоторых религиозных праздников, праздников, установленных органами власти субъектов Российской Федерации. Такое решение не будет выходить за рамки законности, если при этом будут соблюдаться другие требования к организации службы и отдыха и это не вредит обеспечению боевой готовности частей и соединений.
Отпуск – предусмотренное законодательством, предоставляемое приказом соответствующего воинского начальника время отдыха военнослужащего, которое военнослужащий может проводить по своему усмотрению, в том числе и за пределами военного гарнизона, в котором проходит службу.
Статьей 28 Положения о порядке прохождения военной службы предусмотрены следующие виды отпусков военнослужащих:
основные отпуска;
каникулярные отпуска;
дополнительные отпуска.
по беременности и родам;
по уходу за ребенком;
другие.
Но указанную в Положении о порядке прохождения военной службы классификацию нельзя признать правильной.
Целевое назначение основного отпуска – восстановление затраченных в ходе исполнения обязанностей военной службы физических и моральных сил. На продолжительность основного отпуска военнослужащего влияет имеющаяся у него общая продолжительность военной службы в льготном исчислении, условия в которых военнослужащий выполняет обязанности военной службы и другие, предусмотренные законодательством РФ обстоятельства. В зависимости от продолжительности основного отпуска их можно разделить на отпуска нормальной продолжительности и отпуска увеличенной продолжительности (увеличенные отпуска). Сокращение основного отпуска законодательством для военнослужащих, проходящих службу по контракту, не предусмотрено.
Отпуск нормальной продолжительности, так сказать «базовый размер отпуска» для военнослужащих, проходящих службу по контракту – 30 суток. Основные отпуска увеличенной продолжительности предусмотрены для военнослужащих, имеющих общую продолжительность военной службы в льготном исчислении более 10 лет. Данное правило содержится в ч.1 п.5 ст.11 Федерального закона РФ «О статусе военнослужащих».
Кроме того, не зависимо от продолжительности основного отпуска с учетом выслуги лет, некоторым категориям военнослужащих основные отпуска могут быть увеличены еще. Такая возможность увеличения основного отпуска предусмотрена ч.4 п.5 ст.11 Федерального закона РФ «О статусе военнослужащих» и п.4 ст.29 Положения о порядке прохождения военной службы:
для военнослужащих проходящих военную службу в районах Крайнего Севера, а также в местностях с неблагоприятными экологическими условиями – на 15 суток;
для военнослужащих проходящих военную службу в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера – на 10 суток;
для военнослужащих проходящих военную службу в местностях с неблагоприятными климатическими условиями, в т.ч. отдаленных – на 5 суток;
для военнослужащих, находящихся на должностях, исполнение обязанностей военной службы на которых связано с повышенной опасностью для жизни и здоровья – на 15 суток.
При наличии нескольких оснований для увеличения продолжительности основного отпуска, время увеличения суммируется и устанавливается с учетом общей продолжительности отпуска – 60 суток (п.5 ст.29 Положения о порядке прохождения военной службы).
Каникулярные отпуска предоставляются военнослужащим, обучающимся в военно-учебных заведениях (кроме школ техников) по очной форме обучения: зимний – 15 суток, а летний – 30 суток. Целевое назначение каникулярных отпусков, это восстановление затраченных в ходе учебного процесса физических и моральных сил. Согласно ч.2 п.1 ст.30 Положения о порядке прохождения военной службы, летний каникулярный отпуск является основным, а зимний каникулярный отпуск – дополнительным. Таким образом, можно сказать, что летний и зимний каникулярные отпуска являются частным случаем, соответственно, основного и дополнительного отпусков для указанной в настоящем абзаце категории военнослужащих.
Дополнительные отпуска военнослужащим предоставляются следующих видов:
1) Учебные (п.6 ст.11 ФЗ «О статусе военнослужащих»);
а) для подготовки и сдачи вступительных экзаменов;
б) для подготовки и сдачи экзаменов в период обучения;
в) для сдачи кандидатских экзаменов и подготовки диссертации (п.5 ст.31 Положения о порядке прохождения военной службы);
2) Творческие (п.8 ст.11 ФЗ «О статусе военнослужащих»);
3) По болезни (п.9 ст.11 ФЗ «О статусе военнослужащих»);
4) По личным обстоятельствам (п.10 ст.11 ФЗ «О статусе военнослужащих»);
5) Для ветеранов боевых действий (п.5.1. ст.11 ФЗ «О статусе военнослужащих»);
6) Для военнослужащих, установленные Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»;
7) После космического полета.
Указанные дополнительные отпуска предоставляются для обеспечения возможности военнослужащему пользоваться установленными правами: на обучение (учебные), на свободное развитие личности (творческие), сохранение здоровья (по болезни, «чернобыльцам», участникам боевых действий, космонавтам).
Отпуска по беременности и родам (в случае усыновления), по уходу за ребенком, предоставляются военнослужащим женского пола. Данные отпуска направлены на обеспечение соблюдения прав материнства и детства. Порядок предоставления данных отпусков регламентирован ст.32 Положения о порядке прохождения военной службы. При определенных условиях отпуск по уходу за ребенком может быть предоставлен и военнослужащему мужского пола. Согласно п.7 ст.32 Положения о порядке прохождения военной службы, военнослужащему мужского пола, проходящему военную службу по контракту, по его просьбе однократно предоставляется дополнительный отпуск сроком до трех месяцев в случае:
смерти жены при родах;
воспитания им одного или нескольких детей в возрасте до 14 лет.
В отличие от правила, предусмотренного ст. 256 Трудового кодекса РФ, военнослужащий-мужчина не может использовать полностью или частично отпуск по уходу за ребенком вместо своей жены (дочери).
Все названные выше отпуска оплачиваются, т.е. на период этих отпусков военнослужащим продолжают обеспечиваться денежным довольствием. Но, кроме названных выше отпусков, законодательство предусматривает отпуска военнослужащим, которые не оплачиваются. В соответствии с п.3 ст.8 Закона РФ от 15.01.1993 г. № 4301-1 «О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы» (п.13 ст. 31 Положения о порядке прохождения военной службы), военнослужащим, удостоенным званий Героя Советского Союза, Героя Российской Федерации или награжденных орденом Славы трех степеней, предоставляется дополнительный отпуск без сохранения денежного довольствия сроком до трех недель. По желанию военнослужащего, зарегистрированного в установленном порядке в качестве кандидата в депутаты, ему предоставляется отпуск без сохранения денежного довольствия (п.17 ст.31 Положения о порядке прохождения военной службы). Данный отпуск предоставляется на срок со дня регистрации в качестве кандидата до дня официального опубликования результатов выборов (п.1 ст.35 Федерального закона РФ от 19.09.1997 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»).
В соответствии с критериями оплаты и целевого назначения отпусков, отпуска военнослужащих можно разделить на следующие виды:
1. Оплачиваемые отпуска;
а) основные;
- нормальной продолжительности;
- увеличенной продолжительности;
б) дополнительные;
- учебные;
- творческие;
- по болезни;
- по личным обстоятельствам;
- ветеранам боевых действий;
- военнослужащим, исполняющим обязанности военной службы в
условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах;
- военнослужащим, подвергшихся воздействию радиации вследствие
катастрофы на Чернобыльской АЭС;
- после космического полета;
- по беременности и родам;
- по уходу за ребенком;
- другие.
2. Не оплачиваемые отпуска.
Таким образом, российское законодательство предусматривает предоставление военнослужащим различного вида время отдыха. Время отдыха предоставляется военнослужащим в течение служебного дня, между окончанием и началом следующего служебного дня, между служебными неделями или в праздничные нерабочие дни, ежегодно. Виды времени отдыха военнослужащих различаются по продолжительности. Законодательством предусмотрено, что время отдыха предоставляется военнослужащим для восстановления физических и моральных сил, для компенсации им повышенного уровня напряженности выполнения служебных задач, выполнение служебных задач в опасных, вредных для здоровья и особых условиях. Кроме этого время отдыха предоставляется для обеспечения реализации других конституционных прав военнослужащих – на сохранение здоровья, на обучение, на творчество и свободное развитие личности, на обеспечение материнства и детства, для участия в общественной жизни общества и выполнения социальных и других задач. Периодичность, продолжительность и назначение времени отдыха позволяют классифицировать время отдыха военнослужащих на отдельные виды.
В данном разделе не будет рассматриваться порядок предоставления отпусков.
Реализация права на отдых военнослужащими связана с учетом времени привлечения военнослужащих к выполнению обязанностей военной службы. Поэтому, необходимо вспомнить порядок учета служебного времени. Порядок учета служебного времени указан в Приложении № 2 к Положению о порядке прохождения военной службы (далее – Приложение № 2). Все командиры подразделений обязаны вести учет служебного времени в журнале. Форма и порядок ведения журнала устанавливаются руководителем федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба. Приказом Министра обороны РФ от 30.09.2002 г. № 350 была утверждена Инструкция об организации прохождения военной службы офицерами и прапорщиками (мичманами) в Вооруженных Силах Российской Федерации. В качестве Приложения № 8 к названной инструкции (к пункту 17) были утверждены форма и порядок ведения журнала учета времени привлечения военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, к исполнению обязанностей военной службы в рабочие дни сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени, привлечения этих военнослужащих к исполнению обязанностей военной службы в выходные и праздничные дни и предоставления им дополнительного времени отдыха (далее – Журнал).
Журналы должны вестись во всех подразделениях. При малочисленности военнослужащих, журнал может вестись в структурных подразделениях воинской части за несколько подразделений. Учет времени привлечения командиров подразделений (структурных подразделений воинской части) к исполнению обязанностей военной службы ведется в журнале вышестоящих структурных подразделений воинской части. Статьей 131 УВС ВС РФ на начальника штаба батальона возлагается обязанность вести учет служебного времени военнослужащих, времени привлечения их к исполнению обязанностей военной службы сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени, а также предоставления им дополнительных дней (времени) отдыха. Из должностных лиц полка, это единственное должностное лицо, на которое УВС ВС РФ возлагает такие обязанности. Если это и могло быть оправдано в условиях наличия небольшого количества военнослужащих, проходящих военную службу по контракту в период подготовки и издания УВС ВС РФ, то в настоящее время это положение, учитывая задачи формирования частей постоянной боевой готовности, необходимо исправлять. Учет служебного времени командира воинской части ведется в журнале одного из структурных подразделений вышестоящей воинской части.
В журнале учет соответствующего времени ведется еженедельно и правильность внесенных в журнал сведений должна подтверждаться еженедельно подписью военнослужащего. Учет времени привлечения военнослужащих к исполнению обязанностей военной службы в рабочие дни сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени и учет привлечения военнослужащих к исполнению обязанностей военной службы в выходные и праздничные дни ведется раздельно в часах. Учет предоставления дополнительного времени отдыха ведется тоже в часах. Учет нереализованного времени отдыха ведется в часах, если нереализованное время отдыха за неделю составило меньше 8 часов, и в сутках, если это время составило больше 8 часов. Следует признать, что установленная приказом Министра обороны РФ от 30.09.2002 г. № 350, форма журнала не очень удобна для ведения (этот недостаток более подробно будет рассмотрен в следующем разделе статьи).
Время привлечения военнослужащего к исполнению обязанностей военной службы сверх установленной регламентом служебного времени продолжительности служебного дня должно быть отмечено в Журнале. Если военнослужащий по приказу (распоряжению, приказанию, указанию) начальника не имел возможности реализовать свое право на обеденный перерыв, то такое время ему должно быть предоставлено в течение этого служебного дня. То есть, если регламентом служебного времени обеденный перерыв предусмотрен с 13.00 до 14.00, то время обеденного перерыва должно быть перенесено на более раннее или более позднее время (например, с 11.30 до 12.30 или с 15.00 до 16.00). Если таким образом компенсировать время обеденного перерыва не представляется возможным или компенсировано не полностью (вместо часа перерыва предоставлено 30 минут), то это время должно быть учтено в Журнале (как «сверхурочное» время).
Если военнослужащий по приказу (распоряжению, приказанию, указанию) начальника обязан был приступить к выполнению обязанностей военной службы ранее времени начала (закончить выполнение обязанностей военной службы позднее времени, предусмотренного регламентом служебного времени), то данное время может быть компенсировано в течение этого же служебного дня. Компенсация может быть осуществлена начальником путем сокращения продолжительности служебного дня (более ранним окончанием или более поздним началом служебного дня). При невозможности компенсировать это время названным способом, время привлечения военнослужащего к исполнению обязанностей военной службы сверх установленной регламентом служебного времени продолжительности должно быть отмечено в Журнале.
При достижении суммарным сверхурочным временем величины ежедневного времени, установленного регламентом служебного времени, военнослужащему, по его желанию предоставляются в другие дни недели дополнительные сутки отдыха или они присоединяются к основному отпуску.
Например, в течение двух недель военнослужащий привлекался к выполнению обязанностей военной службы сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени 4 раза (продолжительностью 2; 4,5; 2,5; 3 часа) суммарной продолжительностью 12 часов. В течение этих двух недель командиром подразделения военнослужащему было предоставлено дополнительно 2,5 часа отдыха (в один их рабочих дней раньше, чем предусмотрено Регламентом, освобожден от исполнения обязанностей военной службы). Регламентом служебного времени продолжительность ежедневного служебного времени установлена в размере 8 часов. За две недели военнослужащему подлежит предоставлению дополнительный отдых продолжительностью 9,5 часов. С учетом продолжительности служебного ежедневного времени, установленного регламентом, военнослужащему могут быть присоединены к отпуску одни сутки отдыха и еще ему положено предоставить дополнительно 1,5 часа времени отдыха.
Федеральным законом РФ от 26.04.2004 г. № 29-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в Федеральный закон РФ «О статусе военнослужащих» были внесены изменения (дополнен п.3.1.), согласно которым отдых компенсирующий время привлечения военнослужащих к исполнению обязанностей военной службы в рабочие дни сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени не предоставляется военнослужащим, проходящим службу в соединениях и воинских частях постоянной готовности, переведенных, в установленном порядке, на комплектование военнослужащими, проходящими военную службу по контракту.
Таким образом, соблюдение права военнослужащего на ежедневный отдых реализуется путем соблюдения регламента служебного времени и в некоторых случаях путем предоставления дополнительного времени отдыха (в виде дополнительного отдыха в другие рабочие дни недели или дополнительных дней отдыха, присоединяемых к отпуску).
Пунктом 3 ст.11 ФЗ «О статусе военнослужащих» предусмотрено, что при необходимости, боевое дежурство (боевая служба), учения, походы кораблей и другие мероприятия (перечень которых определяется руководителем федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) могут проводиться без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени (далее – Мероприятия). Как уже упоминалось, в Министерстве обороны этот перечень Мероприятий установлен приказом от 10.11.1998 г. № 492. В отличие от учета времени привлечения военнослужащих к исполнению обязанностей военной службы в рабочие дни сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени и учета времени привлечения этих военнослужащих к исполнению обязанностей военной службы в выходные и праздничные дни, учет времени привлечения военнослужащего к мероприятиям, проводимым без учета общей продолжительности еженедельного служебного времени, в специальном журнале не ведется. Это можно признать недостатком, т.к. если учет будет вестись в одном журнале, то командирам подразделений будет легче анализировать положение дел с предоставлением времени отдыха военнослужащим подразделения и будет легче планировать служебную деятельность.
По сложившейся до настоящего времени практике, участие военнослужащих в Мероприятиях отражается в приказах командиров частей. Порядок и условия предоставления отдыха компенсирующего военнослужащим участие в Мероприятиях определено в п.5 и 6 Приложения № 2 к Положению о порядке прохождения военной службы. Учитывается время привлечения военнослужащих к Мероприятиям в сутках. За каждые трое суток привлечения к Мероприятиям военнослужащему должно предоставляться двое суток отдыха. Указанные сутки отдыха предоставляются, как правило, по окончании Мероприятий. Учитывая необходимость поддержания боевой готовности подразделения и интересы службы, этот отдых может быть предоставлен позже. Военнослужащим, принимавшим участие в Мероприятиях, перечисленных в п.6 Приложения № 2, вместо дополнительных суток отдыха может быть предоставлен реабилитационный отпуск продолжительностью до 30 суток. Этот отпуск предоставляется для проведения медико-психологической реабилитации и восстановления здоровья.
Федеральным законом РФ от 26.04.2004 г. № 29-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в Федеральный закон РФ «О статусе военнослужащих» были внесены изменения (дополнен п.3.1.), согласно которым, отдых компенсирующий время привлечения военнослужащих к участию в Мероприятиях не предоставляется военнослужащим, проходящим службу в соединениях и воинских частях постоянной готовности, переведенных, в установленном порядке, на комплектование военнослужащими, проходящими военную службу по контракту.
В Журнале учитывается время привлечения военнослужащего к исполнению обязанностей военной службы в выходные и праздничные дни. При этом, время привлечения учитывается суммарно со временем, необходимым военнослужащему для прибытия к месту службы от места жительства и обратно. Согласно п.4 ст.11 ФЗ «О статусе военнослужащих», при привлечении военнослужащих к исполнению обязанностей военной службы в выходные и праздничные дни, отдых предоставляется в другие дни недели. Таким образом, при привлечении военнослужащего к обязанностям военной службы в выходной или праздничный день, выходной день переносится на другой день недели (не выходной и не праздничный).
Законодательством не предусмотрено присоединение времени отдыха, компенсирующего привлечение военнослужащего к исполнению служебных обязанностей в выходные и праздничные дни, к основному отпуску. Возможность такого присоединения повлечет фактическое непредставление еженедельного отдыха военнослужащему. Подробнее этот вопрос будет рассмотрен в следующем разделе настоящей статьи.
Как сказано выше, право военнослужащего на отдых в выходные и праздничные дни реализуется путем не привлечения военнослужащих к исполнению обязанностей военной службы в эти дни, а при невозможности этого – предоставлением дней отдыха в другие дни недели.
Дополнительные сутки отдыха (за привлечение к исполнению обязанностей военной службы в рабочие дни сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени) в количестве не более 30, присоединяемые к основному отпуску, в его продолжительность не входят. Необходимо обратить внимание, что согласно п.1 ст. 11 ФЗ «О статусе военнослужащих», присоединение дополнительных дней отдыха к основному отпуску возможно только по желанию военнослужащего. Поэтому, чтобы реализовать право на отдых таким способом, военнослужащий должен выразить свое желание в рапорте. Сведения о количестве дополнительных суток отдыха, присоединяемых к основному отпуску, командир подразделения обязан предоставить в штаб воинской части (кадровый орган) в виде отдельного документа или резолюции на рапорте военнослужащего. При этом, для принятия решения целесообразно указывать количество подлежащих компенсации дней отдыха и количество дней отдыха, которые присоединяемых к отпуску дней. Представляется, что количество присоединяемых к отпуску дополнительных дней отдыха должно быть указано в приказе командира части и отмечено в отпускном билете военнослужащего.
Таким образом, порядок реализации прав военнослужащих на отдых регламентируется ФЗ «О статусе военнослужащих», Положением о порядке прохождения военной службы, постановлениями Правительства РФ, приказами органов исполнительной власти, в которых предусмотрено прохождение военной службы. Перечень подзаконных нормативных правовых актов, регулирующих порядок реализации права военнослужащих на отдых достаточно обширный. В различных органах власти одни и те же вопросы предоставления военнослужащих времени отдыха решаются по разному.
За последнее время законодательство претерпело изменения в связи с реформированием армии. Эти изменения увеличивают различия в условиях и порядке предоставления времени отдыха военнослужащим, проходящим военную службу по контракту в различных условиях.
Как уже отмечалось в предыдущем разделе, установленная приказом Министра обороны РФ от 30.09.2002 г. № 350, форма Журнала не удобна для ведения. В графе 5 должно учитываться сверхурочное время. Как указано, учитывается оно в часах. Представляется обоснованным, что в журнале должно учитываться сверхурочное время с указанием календарной даты. Аналогично необходимо отмечать в Журнале и календарную дату привлечения военнослужащего к исполнению обязанностей военной службы в выходные и праздничные дни (графа 6). Без указания календарных дат будет затруднителен учет времени командирами подразделений и проверка правильности записей военнослужащими, т.к. вспоминать о прошедшем несколько дней назад трудно.
В графе 7 Журнала предложено вести учет суммарного времени привлечения военнослужащих к военной службе. Сверхурочное время и время привлечения к службе в выходные и праздничные дни суммируется. Полагаю это неправильным. Необходимо вести в Журнале раздельный учет компенсации времени привлечения военнослужащих к исполнению обязанностей военной службы сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени и компенсации времени привлечения в выходные и праздничные дни.
Различно разрешается вопрос о порядке компенсации привлечения военнослужащих к исполнению обязанностей военной службы в выходные и праздничные дни. Федеральный закон РФ «О статусе военнослужащих» (п.4 ст.11) не содержит указания на возможность присоединения к основному отпуску времени отдыха взамен времени привлечения к службе в выходные и праздничные дни. На возможность такой формы компенсации времени отдыха военнослужащего в выходные и праздничные дни ошибочно указывается в п.3 Приложения № 2 к Положению о порядке прохождения военной службы.
Данным пунктом введено понятие суммарного сверхурочного времени, включающее время привлечение военнослужащего к служебным обязанностям сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени и время привлечения в выходные и праздничные дни. Данное объединение двух разных видов отдыха Положением о порядке прохождения военной службы не обосновано. В отличие от п.1 и п.3 статьи 11 Федерального закона РФ «О статусе военнослужащих», пункт 4 ст.11 указанного закона не содержит отсылочной нормы об определении порядка учета и компенсации времени привлечения военнослужащих к исполнению обязанностей военной службы в выходные и праздничные дни Положением о порядке прохождения военной службы. Пунктом 4 ст.11 ФЗ «О статусе военнослужащих» прямо урегулирован вопрос компенсации - предоставлением дня отдыха в другой день недели.
Таким образом, привлечение военнослужащего к исполнению обязанностей военной службы в выходные и праздничные дни может быть компенсировано только предоставлением дня отдыха в другой день недели. Если за привлечение военнослужащего к исполнению обязанностей военной службы в выходной день в течение нескольких часов (например, 4-5 часов) предоставить в другой день недели время отдыха равной продолжительности, то у военнослужащего не будет выходного за эту неделю. Таким же образом военнослужащий может оказаться незаконно лишенным праздничного дня. Законодательство же не предусматривает возможности лишения военнослужащих выходных дней и праздников.
В случае привлечения военнослужащего к службе в выходной или праздничный день на время не достигающее (или превышающее) продолжительности служебного времени в течение «служебного» дня, установленной регламентом служебного времени, такой военнослужащий в другой день недели полностью освобождается от исполнения служебных обязанностей (ему предоставляется выходной или праздничный день). Недостающее (превышающее) время службы должно учитываться как дополнительное время отдыха (сверхурочное время привлечения к службе).
Например, если военнослужащий в воскресенье привлекался к службе в течение 4 часов (из 8, предусмотренных регламентом для «служебного» дня), то в понедельник ему может быть предоставлен выходной день, а 4 часа должны быть учтены в Журнале как предоставленное дополнительное время отдыха. Если военнослужащий в воскресенье привлекался к службе в течение 12 часов, а регламентов предусмотрено 8 часов, то кроме предоставления ему выходного дня в понедельник, 4 часа должны быть учтены в Журнале как сверхурочное время службы, и соответственно, компенсированы установленным порядком.
Нередко возникают вопросы о правомерности присоединения к основному отпуску дней отдыха, компенсирующего привлечение военнослужащих к проведению мероприятий, проводимых без учета общей продолжительности еженедельного служебного времени. В пользу положительного ответа на данный вопрос говорят два суждения.
Во-первых, Положение о порядке прохождения военной службы не предусматривает присоединение дополнительных суток отдыха за привлечение к Мероприятиям к основному отпуску. Но законодательство не предусматривает и ограничений для воинских начальников в предоставлении дней отдыха, компенсирующих участие военнослужащих в проведении Мероприятий, кроме учета необходимости поддержания боеготовности и интересов службы. Поэтому не будет превышением предоставленных воинским начальникам полномочий, предоставление военнослужащим положенных им по законодательству дней отдыха непосредственно до или после отпуска.
Во-вторых, предоставление времени отдыха, компенсирующего привлечение военнослужащего к участию в Мероприятиях, направлено на компенсацию привлечения военнослужащего к исполнению обязанностей военной службы сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени. Участие военнослужащего в проведении Мероприятий неизбежно влечет исполнение им обязанностей военной службы с превышением установленной законодательством нормы. Таким образом, сутки отдыха за привлечение военнослужащего к Мероприятиям и дни отдыха за превышение установленной продолжительности еженедельного служебного времени имеют одинаковую природу. Поэтому можно считать обоснованным и законным, присоединение указанных дней отдыха к основному отпуску по аналогии с предоставлением времени отдыха компенсирующего привлечение военнослужащего к исполнению обязанностей военной службы сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени.
Еще одним спорным вопросом является вопрос о том, сохраняется ли у военнослужащего право на дополнительные дни отдыха после использования им основного отпуска. В п.3 Приложения № 2 к Положению о порядке прохождения военной службы предусмотрено, что дополнительные дни отдыха в количестве не более 30, присоединяемые к отпуску, в продолжительность основного отпуска не входят. При некоторых обстоятельствах у военнослужащего может возникнуть право на получение дополнительных дней отдыха в количестве, превышающем тридцать. Теряет ли военнослужащий право на предоставление ему этих дней, после окончания отпуска с присоединенными 30-ю днями? Посмотрим на этот вопрос.
Право на отдых военнослужащих закреплено Конституцией РФ и Федеральным законом РФ «О статусе военнослужащих». Конституционные права могут быть ограничены только федеральным законом. Федеральные законы не содержат указания на лишение или ограничение военнослужащих права на отдых. Присоединение дополнительных дней к отпуску является одной из форм реализации права военнослужащего на ежедневный отдых. Иными видами реализации этого права является предоставление времени отдыха в соответствии с регламентом служебного времени и установленной продолжительностью еженедельного служебного времени, а также предоставление дней отдыха в другие дни недели. Причем, присоединение дней отдыха к отпуску, среди методов компенсации времени привлечения к исполнению обязанностей военной службы, сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени, имеет факультативный характер, т.к. применяется при невозможности предоставления дополнительных дней отдыха в другие дни недели.
Согласно п.1 ст.11 Федерального закона РФ «О статусе военнослужащих», Положением о порядке прохождения военной службы определяется порядок предоставления времени отдыха, но не основания для этого и не основания для ограничения прав военнослужащих на отдых. Обязанностью воинских начальников является обеспечение прав подчиненных им военнослужащих. Таким образом, воинские начальники обязаны принять все меры для обеспечения реализации права военнослужащего на отдых.
Из вышеизложенного следует, что и после отпуска у военнослужащего сохраняется право на получение дополнительных дней отдыха, компенсирующих привлечение военнослужащего к исполнению обязанностей военной службы сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени в предшествующий отпуску период времени.
Похожа на предыдущую, проблема предоставления отпуска, не предоставленного военнослужащему в течение календарного года. Пунктом 14 ст.29 Положения о порядке прохождения военной службы предусмотрено предоставление отпуска в первом квартале следующего года, если отпуск за истекший год не был предоставлен военнослужащему. Теряет ли военнослужащий право на отпуск, если и в первом квартале следующего года отпуск ему не будет предоставлен? Безусловно, нет!
Предоставление отпуска – обязанность военного начальника. Не предоставляя отпуск военнослужащему, начальник нарушает право этого военнослужащего на отдых (отпуск). Нарушенное право подлежит защите (судебной или административной). Защита права на отдых может быть осуществлена устранением препятствий по реализации этого права – возложением обязанности предоставить военнослужащему отпуск на воинского начальника.
Положение о порядке прохождения военной службы не является федеральным законом, поэтому оно не может ограничивать конституционные права военнослужащих. Пункт 14 ст. 29 Положение о порядке прохождения военной службы не содержит ограничения периода времени, в течение которого предоставляется не предоставленный в истекшем году отпуск, а содержит порядок реализации права военнослужащего на отпуск.
Таким образом, законодательство не содержит препятствий для предоставления военнослужащему неиспользованного им в истекшем году отпуска после окончания первого квартала текущего года.
Не препятствует предоставлению отпуска и истечение второго квартала года. Если в третьем квартале (или позже) военнослужащий обратится в суд с заявлением о защите права на отпуск, то возможно, что в суде ответчик заявит о пропуске военнослужащим установленного законодательством трехмесячного срока для обжалования в суд действий воинских должностных лиц (ст.256 ГПК РФ). Это обстоятельство судом не должно быть принято во внимание, т.к. не предоставление отпуска воинским начальником является длящимся бездействием, нарушающим право военнослужащего на отдых. Если до обращения в суд военнослужащего командование однозначно не отказывало в предоставлении отпуска за истекший год после окончания первого квартала, то военнослужащий был вправе ожидать предоставления этого отпуска.
Непродуманным шагом можно считать отмену Федеральным законом РФ от 26.04.2004 г. № 29-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» прав военнослужащих, проходящих военную службу в соединениях и воинских частях постоянной готовности, переведенных в установленном порядке на комплектование военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, на отдых, компенсирующий привлечение к службе сверхурочно и за привлечение к Мероприятиям. Привлекает внимание использование в законопроекте понятия «дополнительный отдых». Из этого понятия у непосвященных людей может сложиться впечатление о том, что этот отдых является дополнительным или сверхнормативным по отношению к времени отдыха положенного военнослужащим. Однако, это далеко не так. Данное время отдыха является формой компенсации времени отдыха, не реализованного военнослужащим, в связи с исполнением им обязанностей военной службы. Это время не является «вознаграждением» за исполнение военнослужащим обязанностей военной службы сверх установленной общей продолжительности еженедельного служебного времени или за привлечение военнослужащих к проведению мероприятий, проводимых без ограничения установленной общей продолжительности еженедельного служебного времени.
Еще раз напомню, что время отдыха не ограничивается законодательно. Ограничивается время привлечения военнослужащих к исполнению обязанностей военной службы. Отмена права на компенсацию привлечения военнослужащих сверх установленной общей продолжительности еженедельного служебного времени фактически приводит к отмене нормирования привлечения военнослужащих к исполнению обязанностей военной службы. Тем самым военнослужащие лишаются их конституционного права на отдых. Законопроект не содержит правил, регулирующих продолжительность привлечения военнослужащих частей постоянной готовности к исполнению обязанностей военной службы. Все отдано на откуп совести и справедливости командиров и понятию «служебная необходимость». При разработке вносимых изменений предусматривалось, что это ограничение в праве на отдых будет заменено дифференцированной надбавкой за особые условия боевой подготовки. Как видно, эта надбавка связывается с особыми условиями боевой подготовки, а не с увеличением служебного времени сверх установленного размера.
С изменением законодательства военнослужащие частей постоянной готовности будут в значительной мере лишены возможности и для восстановления затраченных физических и духовных сил, культурного развития, выполнения общественных и семейных обязанностей. Будет это нововведение стимулировать поступление военнослужащих на службу по контракту? По моему мнению, перспектива редко видеть жену и детей, учиться, встречаться с друзьями, не способствует увеличению привлекательности военной службы по контракту в частях постоянной готовности. А попасть в такие части можно и не по своей воле, а путем перевода.
Наибольшую сложность, с точки зрения понимания и осуществления расчетов, представляет собой расчет положенного компенсационного времени отдыха, при привлечении военнослужащих к некоторым из мероприятий, проводимых без учета общей продолжительности еженедельного служебного времени. Это относится к несению боевого дежурства (боевой службы), несения внутренней, гарнизонной и караульной служб, а также к несению службы оперативными дежурными на командных пунктах, пунктах управления и в составе оперативных групп.
При этом, необходимо отметить, что большая часть военнослужащих привлекаются к выполнению названных задач периодически, а часть военнослужащих выполняет эти задачи постоянно. К их числу относятся военнослужащие, проходящие службу на штатных должностях оперативных дежурных, в составе расчетов узлов связи, в комендантских и некоторых иных подразделениях. Для данных военнослужащих выполнение названных задач занимает значительную часть их служебного времени. Для штатных оперативных дежурных несение службы на командных пунктах занимает практически все служебное время. Фактически такие военнослужащие привлекаются в выполнению Мероприятий по графику, предусматривающему несение дежурства «сутки через трое», а нередко «сутки через двое», и даже «через день – на ремень». При таком графике служебная нагрузка, только за время дежурства, составляет от 192 до 240 часов. А нормальная нагрузка в месяц составляет около 175 часов. Это означает, что регулярные дежурства увеличивают продолжительность выполнения служебных задач (по сравнению с военнослужащими, служащими только по регламенту) на 10-35 %. Надо сказать, значительный «довесок» получается!
Но кроме дежурств такие военнослужащие привлекаются еще и к выполнению иных служебных задач. Эти задачи могут включать самые разные функции: подготовку проектов приказов, согласование графиков дежурств, подготовку проектов для внесения изменений в служебную документацию и т.д. Не удается таким военнослужащим избежать участия в «общих мероприятиях» – совещаниях, собраниях, разводах, вечерних поверках и т.п. Еще не надо забывать, что ст.228 УВС ВС РФ предусмотрено 4 часа в неделю на самостоятельную подготовку, время для подготовки к проведению занятий, и на физическую подготовку – не менее 3 часов в неделю.
Дополнительно надо учитывать, что дежурства приходятся не только на будние дни, но и на воскресные и праздничные дни. Это значит, что время прибытия (убытия) на дежурство (или после дежурства) должны быть учтены как служебные. Таким образом, только дежурить этим военнослужащим не удается, а значит, служба таких военнослужащих включает, и Мероприятия, проводимые без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени, и простое выполнение служебных обязанностей, ограниченное общей продолжительностью еженедельного служебного времени. Это создает трудности в расчете времени отдыха, которое должно предоставляться таким военнослужащим.
Следующей проблемой, которую необходимо решить, является определение порядка учета времени дежурства такими военнослужащими. Имеется п.3 ст.11 ФЗ «О статусе военнослужащих», который определяет, что некоторые мероприятия могут проводиться без ограничения общей продолжительности. Положение о порядке прохождения военной службы (п. 5 Приложения № 2) указывает, что это время учитывается в сутках, и компенсируется отдыхом из расчета: за трое суток Мероприятий – двое суток отдыха.
Однако, имеются основания считать необходимым учитывать время дежурства «штатными» дежурными, как служебное время, ограниченное общей продолжительностью еженедельного служебного времени. В этом случае, время дежурства должно учитываться в часах, наравне с временем выполнения иных служебных задач. В пользу этого подхода говорит следующее:
- дежурства «штатными» дежурными осуществляется на постоянной основе, что исключает их «чрезвычайность» и «временную ограниченность», а эти качества являются необходимыми для мероприятий, подразумеваемых п.3 ст.11 ФЗ «О статусе военнослужащих»;
- буквальное толкование п.3 ст.11 ФЗ «О статусе военнослужащих» позволяет отметить, что мероприятия, проводятся без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени «при необходимости». Объяснить необходимость этого для службы «штатных» дежурных очень трудно. Безусловно, простым стремлением заставить военнослужащих служить больше, оправдывать это будет цинично;
- мероприятия для большей части военнослужащих представляют собой выполнение специальных обязанностей, а для «штатных» дежурных дежурство будет являться выполнением должностных обязанностей.
По мнению автора настоящей статьи, дежурство «штатными» дежурными должно учитываться именно в часах, а продолжительность привлечения таких военнослужащих к службе, включая дежурства, должна быть ограниченна. Однако, повторюсь, что мнение это спорное. Для прекращения споров по этому поводу необходимо прямое указание закона или подзаконного акта. К сожалению такого акта нет, поэтому будем рассматривать расчет времени отдыха с двух позиций.
Для примера рассмотрим порядок расчета положенных дней отдыха военнослужащего, который дежурил на командном пункте в ноябре 2005 года. При этом, предположим, что:
- военнослужащий является «штатным дежурным» и дежурство осуществляется с 10.00 одних суток до 10.00 следующих суток;
- регламент служебного времени предусматривает начало службы в будний день с 8.00, обеденный перерыв с 12.00 до 13.00, окончание службы в 17.00;
- в день заступления на дежурство военнослужащий прибывает в часть по будним дням к 8.00, в выходной (праздничный) день – к 9.00;
- регламент несения дежурства предусматривает подготовку к дежурству и прием-сдачу дежурства с 9.30 до 10.00;
- по будним дням после смены с дежурства военнослужащий освобождается от исполнения служебных обязанностей в 12.00, а по выходным (праздничным) дням – после смены с дежурства (в 10.00);
- на проезд от места жительства к месту службы военнослужащему необходим 1 час;
- по будним дням, если военнослужащий не дежурит, он выполняет иные служебные обязанности
Служба военнослужащего при графике «сутки через двое» будет выглядеть следующим образом:
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
11
|
12
|
13
|
14
|
15
|
16
|
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс | Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс | Пн | Вт | Ср |
Д2 | Д4 | 8 | Д2 | Д1 | В | Д2 | Д4 | 8 | Д2 | Д4 | В | Д2 | Д4 | 8 | Д2 |
17 |
18 |
19 |
20 |
21 |
22 |
23 |
24 |
25 |
26 |
27 |
28 |
29 |
30 |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Чт | Пт | Сб | Вс | Пн | Вт | Ср | Чт | Пн | Сб | Вс | Пн | Вт | Ср |
Д4 | 8 | Д2 | Д1 | 8 | Д2 | Д4 | 8 | Д2 | Д1 | 8 | Д2 | Д4 | 8 |
Примечания:
Д – дежурство;
В – выходной;
2 – служебное время в день дежурства;
8 – продолжительность служебного времени в будний день;
4 – время отдыха, предоставленное в будний день после дежурства;
Таким образом, в ноябре 2005 года у военнослужащего выходит:
Суток дежурств - 8
Выходных и праздничных дней плановых - 9
Фактически предоставлено плановых выходных дней - 5
1. Если считать, что несение боевого дежурства – должностные обязанности и учет продолжительности несения боевого дежурства должен вестись в часах, то:
1.1. За месяц общая продолжительность военной службы составляет – 282 часа (24*8+9*8+18).
1.2. В ноябре 4 полные недели и два дня. Нормальная продолжительность служебного времени в ноябре составит – 171,4 часа (160+40/7*2)
1.3. Превышение фактической продолжительности службы в ноябре над нормальной (282-171,4) будет составлять 110,6 часов.
1.4. В будние дни было предоставлено 24 часа (4*6) дополнительного отдыха. С учетом предоставленного дополнительного времени отдыха, превышение фактической продолжительности над нормальной составит 86,6 часов (110,6-24).
1.5. Регламентом служебного времени предусмотрена продолжительность служебного времени в будние дни – 8 часов.
1.6. За 86,6 часов службы в ноябре, превышающей нормальную продолжительность еженедельного служебного времени, положена компенсация в виде предоставления 10 дополнительных дней отдыха (86,6/8). При этом остаток в размере 6,6 часов можно учитывать в следующем месяце.
1.7. За привлечение в выходные и праздничные дни к службе военнослужащему должны предоставить компенсацию (9-4) в виде 4 дополнительных дней отдыха.
Итого получается дополнительно 14 дней отдыха (10+4).
1.8. Сложив время отдыха (сна) в период боевого дежурства, это время (8*4=32), затем делим на установленную продолжительность служебного времени в будние дни (32/8=4). Получится 4 дня.
1.9. Из 14 вычесть 4, получится, что военнослужащему за службу в ноябре положено дополнительно 10 дней отдыха.
2. Если считать, что несение боевого дежурства – специальные обязанности и учет продолжительности несения боевого дежурства должен вестись в сутках:
2.1. За 8 суток дежурства положена компенсация в размере 4 дополнительных дней (10/3*2). При этом остаток – двое суток дежурства можно учитывать при расчете в следующем месяце.
.2. За привлечение к службе в выходные и праздничные дни Вам должны предоставить компенсацию (9-5) в виде 4 дополнительных дней отдыха.
Итого получается 8 дополнительных дней отдыха (4+4).
2.3. В выходные и праздничные дни военнослужащий привлекался, помимо дежурства, к службе в течение 6 часов.
2.4. В дни смены с дежурства в будние дни было предоставлено 24 часа дополнительного отдыха.
2.5. При зачете времени привлечения к службе в выходные (праздничные) дни, получится, что военнослужащему было предоставлено 18 часов дополнительного отдыха (24-6). При делении этого времени на продолжительность служебного времени в будние дни (18/8) получится 2 дня. Остаток дополнительно предоставленного отдыха (2 часа) можно учитывать в следующем месяце.
2.6. Если из 8 положенных дополнительных дней отдыха вычесть 2 дня отдыха (предоставленных отдыхом после смены с дежурства в будний день), то получится, что военнослужащему за службу в ноябре должны предоставить 6 дополнительных дней отдыха.
Таким образом, при графике службы «сутки через трое» военнослужащий может требовать предоставления 10 или 6 дополнительных дней отдыха (в зависимости как считать дежурство: выполнением должностных или специальных обязанностей).
Было бы интересно рассмотреть возражения по поводу представленной методики расчетов, и возникшие вопросы. Данная методика «вымучивалась» достаточно долго, и возможно не избежала некоторых ошибок. Предметная критика помогла бы привести эту методику в более совершенный вид.
Критики представленной методики могут сказать, что если «штатным» дежурным предоставлять время отдыха, рассчитанное по этой методике, то им кроме дежурства не остается времени для выполнения иных задач. При дежурстве по графику «сутки через двое» у военнослужащего не только не будет «рабочих» дней, т.к. они будут заменены дополнительными днями отдыха, но еще ему будет положено в следующем месяце, как минимум (расчет по второму варианту), 3 дополнительных дня отдыха за службу в ноябре. Рецепт один: чтобы не срывать «общие мероприятия», профессиональную подготовку «штатных» дежурных и при этом соблюсти права военнослужащих, необходимо пересматривать штаты, и содержать в штате не три-четыре должности «штатных» дежурных на единицу боевого расчета, а по 5-6, учитывая отрыв этих военнослужащих от дежурств по причинам отпусков, болезней и т.д.
В заключении сказанному хотелось бы еще раз отметить, что право на отдых является одним из основных прав граждан Российской Федерации, защищаемых Конституцией РФ. Как и все граждане, военнослужащие пользуются правом на отдых. Реализация права на отдых военнослужащих играет важную роль для обеспечения боевой готовности воинских частей и соединений, обеспечивает возможность военнослужащему выполнять обязанности военной службы в течение длительного времени, а также создает условия для развития личности военнослужащего, его участия в общественной жизни общества, выполнения им социальных функций. Обязанность обеспечить реализацию права военнослужащего на отдых возлагается п.4 ст.3 Федерального закона РФ «О статусе военнослужащих» на командиров (воинских начальников).
Реализация права военнослужащих на отдых регулируется нормами Федерального закона РФ «О статусе военнослужащих» и других федеральных законов, указами Президента РФ, и в первую очередь, утвержденным указом Президента РФ от 16.09.1999 года № 1237, Положением о порядке прохождения военной службы. Право на отдых регламентируется постановлениями Правительства РФ, приказами органов государственной власти, в которых предусмотрено прохождение военной службы. Значительная часть нормативных актов, регулирующих порядок реализации права военнослужащих на отдых, не согласуется друг с другом, имеет ограничения по доступу к ним военнослужащих, использует различные по содержанию понятия. Указанное законодательство в последнее время подвергается изменению, проводимому не всегда продуманно и обоснованно.
Законодательство РФ предусматривает различные виды отдыха военнослужащих. Они различаются не только своим назначением, продолжительностью и периодичностью предоставления, но и порядком реализации. Реализация права военнослужащего на отдых сталкивается с многочисленными трудностями, связанными с неправильным толкованием и применением норм права. Сущность времени отдыха, его различных видов и назначения каждого вида времени отдыха военнослужащих необходимо учитывать при принятии решений и разрешении возникших споров.
Для устранения противоречий и совершенствования порядка реализации права военнослужащих на отдых необходимо совершенствовать законодательство. Необходимо закрепить в нормативных актах понятия времени отдыха военнослужащих и его различных видов, закрепить на уровне федерального закона наиболее общие правила реализации этого права, а также устранить причины для различий толкования и применения существующих норм законодательства. При этом важно не забывать, что права военнослужащих, как и других граждан РФ, являются высшей ценностью в нашем обществе, и эту ценность должны защищать воинские должностные лица.
Соблюдение прав военнослужащих на отдых обеспечит законность в нашем государстве, его правовой характер, будет способствовать повышению престижа и привлекательности военной службы. И в этом деле важное место принадлежит всем воинским должностным лицам, органам прокуратуры и суду.