Г-н olimpik ! Выкладываю свое сочинение под названием:
ВОЗРАЖЕНИЯ
на Кассационную жалобу Начальника Мххххххххххх КЭЧ района
В соответствии с п. 3 ст. 6 Федерального закона РФ «О статусе военнослужащих», статьи 27 Конституции Российской Федерации и положений Закона Российской Федерации «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» от 25 июня 1993 года № 5242-1 военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, при увольнении с военной службы имеют право на выбор постоянного места жительства в любом населенном пункте Российской Федерации.
В Постановлении Конституционного Суда РФ от 5 апреля 2007г. № 5-П
в п.3.2отмечено,что реализация гражданами,увольняющимися с военной службы,права на жилище непосредственно связана с реализацией другого закрепленного в Конституции РФ права – на выбор места жительства(ст.27).
В п.2 – “Согласно Конституции РФ каждый имеет право нажилище (ст.40,часть1). Отнеся к лицам,которых государство обеспечивает жильем бесплатно или за доступную плату,военнослужащих,федеральный законодатель исходил из того,что,по смыслу статей 37( частей 1 и 3)и 59 Конституции РФ,рассматриваемых во взаимосвязи с ее статьями 71(п.”м”),72(п.”б”части 1),и 114(п.”д”,”е”части 1),военная служба представляет собой особый вид государственной службы,непосредственно связанной с обеспечением обороны страны и безопасности государства и,следовательно,осуществляемой в публичных интересах,а лица,несущие такого рода службу,выполняют конституционно значимые функции.Этим,а также характером военной службы,определяется особый правовой статус военнослужащих.
Реализация военнослужащими конституционного права на жилье определяется Федеральным Законом № 76-ФЗ от 27.05.1998г.”О статусе военнослужащего”(В редакции Федерального Закона от 22 августа 2004г. № 122- ФЗ,изменения, вступившие силу с 1 января 2005г.), и не может быть ограничено Постановлениями Правительства РФ (Решение Верховного Суда РФ от 20.05.2002г.№ ВКПИ02-48 в определении Кассационной коллегии Веховного Суда РФ от 22.08.2002г. № КАС02-380).
Возникновение в связи с увольнением основания для признания нуждающимся в улучшении жилищных условий – выбор места жительства после увольнения порождает обязанность федерального органа исполнительной власти,в котором предусмотрена военная служба,обеспечить гражданина жильем в этом месте.
п.14. Обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз. Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства.
(в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 08.05.2006 N 66-ФЗ).
Вместе с тем, п.14 ст.15 ФЗ № 76-ФЗ от 27 мая 1998г.,не содержит дополнительные требования к военнослужащим,увольняющимся с военной службы,имеющим право на обеспечение жилыми помещениями( улучшение жилищных условий,получении жилищной субсидии),как отсутствие жилых помещений для постоянного проживания на территории РФ и за ее пределами,в т. ч, названный закон, не содержит запрета на повторное обеспечение военнослужащего жильём .
( Решение Верховного Суда РФ от 20.05.2002г.№ ВКПИ02-48 в определении Кассационной коллегии Веховного Суда РФ от 22.08.2002г. № КАС02-380).
Таким образом, с 1 января 2005 года решение всех вопросов, связанных с жилищным обеспечением военнослужащих, в том числе, и оценка нуждаемости в улучшении жилищных условий и выдачи ГЖС, относится к компетенции федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба.
Абзац 3 п.1 ст. 23 : “Военнослужащим - гражданам, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, подлежащим увольнению с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, в последний год военной службы Министерством обороны Российской Федерации (иным федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) по желанию военнослужащего - гражданина выдается государственный жилищный сертификат для приобретения жилого помещения на семью в избранном после увольнения с военной службы месте жительства в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.(в ред. Федерального закона от 11.11.2003 N 141-ФЗ)
Указ Президента РФ от 30 сентября 1997 г. N 1062
"О совершенствовании порядка обеспечения жильем военнослужащих и некоторых других категорий граждан"
(с изменениями от 22 июля 2002 г., 9 июля 2007 г.)
В целях обеспечения предусмотренных законодательством Российской Федерации социальных гарантий военнослужащих и некоторых других категорий граждан в ходе проведения военной реформы постановляю:
1. Установить, что приоритетной формой бюджетного финансирования расходов на обеспечение жильем для постоянного проживания военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, граждан, уволенных с военной службы, членов семей военнослужащих, погибших (умерших) в период прохождения военной службы, и членов семей граждан, проходивших военную службу по контракту и погибших (умерших) после увольнения с военной службы, которые нуждаются в улучшении жилищных условий по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также граждан, подлежащих переселению из закрытых военных городков (далее именуются - военнослужащие и некоторые другие категории граждан), является выпуск и погашение государственных жилищных сертификатов.
Статьей 4 ЖК РФ установлен исключительный перечень отношений регулируемых жилищным законодательством.Обеспечение военнослужащих и лиц,уволенных с военной службы,государственными сертификатами к этому перечню не относится. Из содержания постановления Правительства РФ № 153 от 21.03.2006г.следует,что утвержденные правительством РФ Правила входят в состав постановления Правительства РФ № 675 от 17.09.2001г.,и регулируют особый вид правоотношений между государством и военнослужащими , гражданами , связанный с предоставлением социальной выплаты (жилищной субсидии) за счет средств федерального бюджета на приобретение жилья,право на получение которой удостоверяется ГЖС.
(Решение ВС РФ от 11 октября 2006г. № ВКПИ06 – 68 ).
п.5 П.П. № 153 от 21 марта 2006г: право на участие в подпрограмме имеют следующие категории граждан РФ:
а) военнослужащие,подлежащие увольнению с военной службы, признанные в установленном порядке нуждающимися в УЖУ( получении жилых помещений )
военнослужащие,подлежащие увольнению с военной службы по достижению ими предельного возраста пребывания на военной службе,или по состоянию здоровья,или в связи с ОШМ,общая продолжительность военной службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более.
п.6 Участвовать в подпрограмме могут граждане, отвечающие требованиям,указанным в пункте 5 Правил , и изъявившим такое желание.
п.7 Социальные выплаты предоставляются в первую очередь гражданам, признанным нуждающимися в УЖУ ( получении жилых помещений) и не имеющих жилых помещений для постоянного проживания на территории РФ(для п.п.а-д,ж п.5).
В Правилах выпуска и реализации ГЖС, утвержденным постановлением Правительства РФ №153 от 21.03.2006г. п.30 абзац 3,исключен Постановлением Правительства РФ от 08 мая 2009г.,вступившим в силу 15 мая 2009г. Введены пункты 16.1-16.3. В п.16.1 п.п. “в”указывается : что, гражданином - участником подпрограммы и членами его семьи, проживающими в жилом помещении, принадлежащем ему и (или) членам его семьи на праве собственности и не имеющем обременений, принимается обязательство о безвозмездном отчуждении этого жилого помещения в государственную или муниципальную собственность. П.44.( П.П.№ 153 от 21 марта 2006г) : Для получения сертификата гражданин - участник подпрограммы представляет следующие документы: ж) обязательство о сдаче или о безвозмездном отчуждении жилого помещения по форме согласно приложению N 6 (в 2 экземплярах), - в случаях, указанных в подпунктах "б" и "в" пункта 16.1 настоящих Правил, за исключением случаев, когда гражданин предъявит документ, подтверждающий отсутствие у него жилого помещения для постоянного проживания.(в ред. Постановления Правительства РФ от 08.05.2009 N 408). п.45:Обязательство, указанное в подпункте "ж" пункта 44 настоящих Правил, подписывается всеми совершеннолетними членами семьи. Согласие на принятие такого обязательства может быть подтверждено также путем представления письменного документа, удостоверенного в нотариальном или ином установленном законодательством порядке. Исполнение этого обязательства должно осуществляться в 2-месячный срок после приобретения гражданином жилья за счет средств предоставленной ему социальной выплаты.Мною представлено нотариально заверенное обязательство о безвозмездной передаче жилого помещения и приложено к исковому заявлению.
Согласно п. 18 Правил выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Государственные жилищные сертификаты" на 2004 - 2010 годы, входящей в состав федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 -2010 годы, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 153 от 23 марта 2006 г. выдача сертификатов военнослужащим, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, подлежащих увольнению с военной службы в связи с достижением предельного возраста пребывания на военной службе осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба (служба), т.е., в данном случае МО РФ .
В соответствии с п.п. 31, 32 Правил, порядок и сроки формирования списков состоящих на учете в подразделениях граждан - получателей сертификатов в планируемом году и граждан, включенных в резерв на получение сертификатов, а также порядок оформления и выдачи сертификатов определяется органами исполнительной власти, осуществляющими выдачу сертификатов.
Реализуя эти полномочия, Министром обороны был издан приказ от 10 июня 2006 г. N 215 "Об утверждении Порядка формирования списков состоящих на учете в воинских частях и организациях Вооруженных Сил Российской Федерации граждан - получателей государственных жилищных сертификатов и граждан, включенных в резерв на получение государственных жилищных сертификатов, оформления и выдачи государственных жилищных сертификатов"
Пунктом 2 указанного Порядка установлено, что для участия в подпрограмме военнослужащие Вооруженных Сил Российской Федерации, указанные в подпункте "а" пункта 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов, подают заявление (рапорт) в воинскую часть, в которой они состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях (улучшении жилищных условий).
Каких-либо ссылок ни в Постановлении Правительства РФ № 153 от 23 марта 2006 г., ни в указанном приказе МО РФ на то, что признание кандидатов на получение ГЖС нуждающимися в улучшении жилищных условий должно производиться в порядке,предусмотренном именно Постановлением Правительства РФ № 1054 от 06.09.1998 года, не имеется.
Этот нормативный акт, Постановление Правительства РФ № 1054 от 06.09.1998 года,
был издан в целях совершенствования порядка учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, и реализации их прав на получение жилья в соответствии с законодательством Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом РФ «О статусе военнослужащих» в редакции, действовавшей до 1 января 2005 года. Поскольку с 1 января 2005 года законодательство о статусе военнослужащих, как указано выше, было изменено, данное постановление Правительства РФ в части определения органов, осуществляющих после 1 января 2005 года оценку нуждаемости в улучшении жилищных условий и учет кандидатов на получение ГЖС, а также в части полномочий командования по направлению соответствующего ходатайства на имя главы муниципального образования, как противоречащее федеральному закону, и в силу ст.120 Конституции РФ, ч.2 ст.11 ГПК, применению не подлежит.В настоящий момент Правила сохраняют свое действие, но только в части,не противоречащей законодательству.
В соответствии с ч.3 ст.49 ЖК РФ Жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.(часть третья в ред. Федерального закона от 29.12.2006 N 250-ФЗ).В нашем случае – ФЗ № 76-ФЗ от 27 мая 1998г “О статусе военнослужащего”.В указанной норме ЖК РФ определено,что основания для признания нуждающимися,помимо ЖК,устанавливаются федеральным законом,указом Президента РФ,или законом субъекта РФ,но никак не Постановлением Правительства РФ.
В п.1 ст 15 отмечается,что, военнослужащие - граждане, проходящие военную службу по контракту, в период прохождения ими военной службы имеют право на улучшение жилищных условий с учетом норм (ст.15.1 ФЗ-№ 76 от27мая 1998г.”О статусе военнослужащего”), очередности и социальных гарантий (п.14 ст.15,ст.23 ФЗ- №76 от 27мая 1998г.), установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.(в ред. Федеральных законов от 11.11.2003 N 141-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ).
Решением жилищной комиссии в/ч ХХХХХ от хх марта хххх г. №6 я,с составом семьи из 3х человек признан нуждающимся у улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства г.Санкт-Петербург. Но Начальник Мхххххх КЭЧ района не признает меня нуждающимся в улучшении жилищных условий ввиду наличия жилой площади в собственности, ссылаясь на пп.”А” п.10 Постановления Правительства РФ № 1054 от 06 сентября 1998г. Соответствие данной нормы закону проверялось Верховным Судом РФ в решении от 7 февраля 2001 года № ВКПИ 01-01. Высшая судебная инстанция указала, что действующее законодательство не содержит нормы, препятствующей при наличии имеющейся в собственности квартиры быть признанным нуждающимся в улучшении жилищных условий, с учетом установленных норм. Данная позиция основывалась, в том числе, на ч.2 ст.28 ЖК РСФСР. Аналогичное правило для решения жилищной проблемы собственников жилья установлено также в п. 2 ст. 51 ЖК РФ.Таким образом, государство гарантирует каждому гражданину улучшение жилищных условий, независимо от наличия у него в собственности квартиры, но с учетом общих требований – предоставление жилой площади в пределах социальной нормы общей площади жилого помещения, установленной субъектами Российской Федерации.
Как указывалось выше,в соответствии с ч.3 ст.49 ЖК РФ военнослужащие относятся к “иным определенным федеральным законом категориям граждан,признанных по установленным федеральным законом основаниям нуждающимися в улучшении жилищных условий”.
В п.3 ст.50 отмечается,что, Федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации, устанавливающими порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма указанным в части 3 статьи 49 настоящего Кодекса категориям граждан, данным категориям граждан могут быть установлены иные нормы предоставления.
(в ред. Федерального закона от 29.12.2006 N 250-ФЗ)
В соответствии с Федеральным законом «О внесении изменений в Федеральный закон «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 1 декабря 2008 года № 225 –ФЗ Федеральный закон «О статусе военнослужащих» дополнен ст. 15.1. В ней впервые за все время существования законодательства о правовом положении военнослужащих, специально для категории граждан в том числе,увольняемых по льготным основаниям, установлена норма предоставления площади жилого помещения в размере 18 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека, определены условия предоставления жилой площади с учетом конструктивных и технических параметров многоквартирных домов, а также одиноко проживающим военнослужащим, гражданам, уволенным с военной службы. Данная норма вступила в силу со дня официального опубликования закона в «Российской газете» от 2 декабря 2008 года № 246.Моя квартира имеет 29,5 квадратных метров жилой площади, и 45 метров квадратных общей пощади.А нам ,семье из 3х человек, положено 54 метра 2,общей площади жилого помещения.
Согласно п. 5 ст. 5 ЖК РФ федеральные органы исполнительной власти могут издавать нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в случаях и в пределах, предусмотренных ЖК РФ, другими федеральными законами, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ.
В соответствии с п. 1 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ от 16 августа 2004 года N 1082, Минобороны России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, а также иные установленные федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ функции.
Таким образом, Министерство обороны РФ вправе издавать нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в том числе, порядок предоставления жилья, относящегося к жилищному фонду РФ, закрепленному за этим федеральным органом исполнительной власти.
Приказом от 15 февраля 2000 года N 80 Министр обороны РФ в пределах своей компетенции утвердил Инструкцию о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации.
Для правильного и экономного распределения жилых помещений в воинских частях создаются жилищные комиссии.В своей работе жилищные комиссии руководствуются действующим законодательством,приказами и директивами МО РФ и его заместителей.
В соответствии с Примерным положением о жилищных комиссиях – жилищная комиссия части назначается приказом командира воинской части, который осуществляет руководство ее деятельностью.Порядок признания военнослужащего нуждающимся в жилой площади(улучшении жилищных условий) представлен в п.п.27,28,29 Инструкции(Приказ МО РФ №80 от 15.02.2000г.).Учет военнослужащих,согласно п.26 Инструкции,осужествляется жилищными комиссиями воинских частей и довольствующими КЭЧ района по спискам очередников и внесением информации в автоматизированную систему учета военнослужащих,нуждающихся в жилых помещениях(улучшении жилищных условий).
В соответствии с п. 27 названной Инструкции, для принятия на учет нуждающихся в получении жилых помещений ( улучшении жилищных условий) военнослужащим подается рапорт, к которому прилагается копия справки о сдаче жилого помещения в КЭЧ района. Военнослужащие, удерживающие жилые помещения по предыдущему месту военной службы, представляют копии финансового лицевого счета и домовой книги (поквартирной карточки), справки бюро технической инвентаризации о наличии жилья на праве личной собственности по прежнему месту жительства. Из этого пункта можно сделать вывод: наличие жилой площади в собственности не является основанием для отказа в признании нуждающимся в улучшении жилищных условий.
Согласно первому предложению первого абзаца п.27 Инструкции, абзаца 14 Примерного положения о жилищных комиссиях,п.28 Инструкции – решение о признании военнослужащего нуждающимся в улучшении жилищных условий и постановки его на учет принимается жилищной комиссией части , оформляется протоколом и утверждается командиром воинской части.
Частью 2 ст.56 ЖК РФ предусмотрено, что решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны быть приняты органом, на основании решений которого такие граждане были приняты на данный учет.
Я не располагаю текстом Директивы заместителя Министра Обороны РФ № 147/9/21997 от 16.07.1996г , поэтому, воспользуюсь решением Мурманского гарнизонного военного суда, в котором указывается , что Нормативные положения «Системы автоматизированного учета военнослужащих, нуждающихся в получении жилых помещений», не содержат запрета на учет в ней военнослужащих, обеспеченных жилым помещением по месту службы и избравшим после увольнения в запас иное место жительства, а поэтому не противоречит положениям приказа Министра обороны РФ №80 от 15 февраля 2000 года «О порядке обеспечения жилыми помещениям в Вооруженных Силах Российской Федерации».
Право военнослужащего на выбор постоянного места жительства при увольнении с военной службы в запас закреплено в пункте 3 статьи 6 Федерального Закона «О статусе военнослужащих».
Анализ действующего законодательства, в том числе приведенные выше нормы права и положения «Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы» (в частности, пункты 1, 7, 15, 16 и 44) в их совокупности дают основание полагать, что :
1) избрание военнослужащим постоянного места жительства при увольнении с военной службы в запас является самостоятельным основанием для признания военнослужащего нуждающимся в получении жилого помещения или улучшении жилищных условий ;
2) жилищная комиссия в/ч 81636 руководствуется действующим законодательством РФ,нормотивно-правовыми актами МО РФ;
3) решение о постановке на учет и снятие с учета военнослужащих-граждан, нуждающихся в получении жилой площади(улучшении жилищных условий) после 01 января 2005г. производится жилищной комиссией воинской части,а не КЭЧ,ОМИС,ГлавКЭУ и т.д.
На основании изложенного и в соответствии со ст. 344 ГПК РФ,
ПРОШУ СУД :
Кассационную жалобу Начальника Мхххххх КЭЧ района на решение Мхххххх гарнизонного военного суда от 09.04.2009г. № б/н оставить без удовлетворения.
Решение Мхххххх гарнизонного военного суда от 09.04.2009г. № б/н по моему исковому заявлению о незаконных действиях Начальника Мххххх КЭЧ района не отменять.
Хотелось бы узнать ваше мнение на это сочинение,особенно в части косающейся П.П. № 1054.Прошу учесть,что я не юрист по образованию. С уважением uov65.
|